Главная Войти
Sitka Россия

Охота в стиле Sitka. Дмитрий Козуля

Уже четвертый год, я с друзьями, выезжаю на охоту и рыбалку в верховья большого Енисея (в переводе на тувинский Бий-Хем).  А если точнее в верховья реки Серлиг-Хем, которая впадает в большой Енисей. Время года мы всегда выбираем Сентябрь месяц, так как начинается хороший лов хариуса, ленка и тайменя, и начинается долгожданный рев марала. Дорога предстояла не легкая, выезд утром, 300 километров по горной дороге, до перевалочной базы и ближе к ночи мы приезжаем. Там мы отдыхаем, загружаем лодку вещами, пропитанием, бензином. Лодка у нас самодельная, изготовляли умельцы из села Тоора-Хем, Тоджинского района. В длину она 10 метров, каркас изготовлен из сосны и трех миллиметрового уголка, обшит жестью. Уголок устанавливают для того чтобы при прохождении порогов лодку не завернуло как винт.  И с первыми лучами солнца начинаем подъем по реке Енисей. Подъем занимает приблизительно часов восемь. 2014 год для Республики Тыва оказался засушливым, собачий и кошкин броды, которые проходили мы прошлые годы без остановки, в этот раз нам пришлось останавливаться, одевать на плечи рюкзаки и идти пешком 3 километра. Так как лодка не могла подняться из-за веса, винт на моторе постоянно задевал дно.  До долгожданной реки оставалось 15 километров. Перед впадением реки Серлиг-Хем  в Енисей, у нас происходила перегруппировка. Я садился в нос лодки, для того чтобы показывать капитану нашего судна, где спрятаны под слоем воды огромные валуны. Если не увидеть такой камень и наехать на него, то лодка моментально переворачивается, и все кто находится в ней оказываются в бурлящей и быстрой реке. Подъем до стана у нас занял, окала часа. Прибыв к месту назначения, начинаем подготавливать стан, устанавливаем палатки, приготавливаем  ужин. Поужинав, распределяем роли, кто идет на рыбалку, а мы  втроем идем пробовать подманить марала. Начинаем с дедовского способа, один остается в низу и начинает реветь в манок, произнося звук поющего марала на реву (манки-трубы изготовляем сами из цельного куска древесины или заворачиваем из бересты), а двое начинают подъем вверх по косогору. Пройдя метров сто, останавливаемся и начинаем слушать. При таком способе охоты, тому кто ревет, надо быть на чеку! Был случай у меня два года назад, на рев вышел медведь, предположительно почувствовав мой запах он ушел восвояси. Я этого не видел, об этом мне рассказали по рации друзья, которые наблюдали за этим всем в бинокль с горы, и готовые были прибежать ко мне на помощь. Сидели и слушали до одиннадцати часов, так никто и не откликнулся. В голове пролетела одна мысль, может быть еще рано? Решили пробовать рано утром на этом же месте. Но утро следующего дня показало тот же самый результат. Весь день провели на рыбалке, хариус клевал отменно, из одной ямы можно было выловить штук сорок, и все как на подбор грамм по семьсот, восемьсот. С десяти до трех часов дня, я наловил полную флягу, задача минимум уже была выполнена. Оставалось добыть марала. Решили подняться вверх по реке на пару километров. В этот раз будем пробовать другим способам, начинаем реветь, если откликается, то начинаем скрадывать, подходить. Вот так и получилось. Прошли метров двести, и услышали откликающегося самца. Но почему то он шел не к нам, а уходил от нас. В голове промелькнула мысль, наверно уводит свой гарем от соперника. После не долгого преследования, и переклички, он решил сразиться со своим соперником. Подошел он к нам  близко, замерил дальномером, было восемьдесят шесть метров. Поднял карабин, прицелился, руки тряслись как никогда, секунда, восстановил дыхание, и выстрел. Пробежав метров двадцать, упал в ельнике. Молодого марала добыли, десять отростков. Жалко было, что не сумел запечатлеть трофей, разрядились два аккумулятора от фотоаппарата. Но это было не самое важное, самое главное, что все осталось в воспоминаниях.

Дмитрий Козуля для Sitka Россия.